В начале 2012 г., когда темпы роста мировой экономики замедлились, а европейская вошла в рецессию, российская экономика демонстрировала стабильные показатели. Однако, с началом 4 квартала 2012 г. эти показатели несколько ухудшились. В тот момент, когда объём ВВП превысил докризисный максимум, российская экономика, вышла на траекторию замедления экономического роста.
I полугодие 2012 г. было благополучным для российской экономики. Во II половине 2012 г. экономический рост стал замедляться, а инфляция — расти. По итогам 2012 г. ВВП России увеличился на 3,5 %, инфляция составила 6,6 %.
Кризисные явления в мировой экономике докатились в 2012 г. до России, вызвав торможение роста ВВП, промышленности и инвестиционной активности. Прежние драйверы роста — господдержка и потребительский спрос — больше не работают, более того, в 2013 г. слабое потребление станет ключевым препятствием для подъема экономики. По прогнозам Минэкономразвития экономика России вырастет в 2013 г. на 3,6 %.
Оценка рыночных перспектив российских электроэнергетических компаний всецело зависит от развития экономики РФ и возможностей реинвестирования, которые являются определяющими факторами как для фундаментальной оценки стоимости компаний, так и для притока капитала в отрасль.
Общество ставит целью повышение инвестиционной привлекательности за счёт технологического и инновационного обновления, снижения износа основных фондов, повышения надёжности и эффективности функционирования.
Достижение этих целей связано с решением системных проблем отрасли, в частности таких как:
Необходимость повышения платёжной дисциплины
Более 90 % общей дебиторской задолженности Общества на конец 2012 г. составляет задолженность за услуги по передаче электроэнергии.
В 2012 г. увеличились неплатежи сбытовых компаний в адрес сетевых организаций и поставщиков электрической энергии. В связи с этим в Обществе наблюдается рост просроченной дебиторской задолженности. Работа по взысканию просроченной задолженности ведется на основании Регламента работы с дебиторской задолженностью за услуги по передаче электрической энергии, числящейся на балансе ОАО «МРСК Северо-Запада» путем ежеквартального составления Плана-графика мероприятий, и проведения запланированных мероприятий. Основными мероприятиями по взысканию просроченной задолженности являются: подача исковых заявлений в суд, заключение договоров реструктуризации долга и проведение зачетов встречных однородных требований.
Более подробно работа с дебиторской задолженностью описана в разделе «Передача электроэнергии».
Проблемы последней мили
Существенным фактором риска является механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивают услуги Общества по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров «последней мили», заключенных между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «ФСК ЕЭС» эти объекты переданы в аренду Общества. В 2010-2013 гг. ввиду отсутствия законодательства, регулирующего договоры «последней мили», некоторые крупные промышленные потребители перешли на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» через судебные решения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» до 01.01.2014 организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО, объектов, относящихся к ЕНЭС. Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО с начала 2011 г., происходит с учетом заключения (согласования) уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, согласно указанному Постановлению согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляется при условии расторжения «прямых» договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации.
В 2011 г. Минэнерго России утверждён Приказ от 25.08.2011 № 374, на основании которого между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2012 г. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых МРСК в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2012 г. Однако, несмотря на это, ряд потребителей (ГЭП «ВОКЭ», МУП г.Череповца «Электросеть», ООО «Вологодская Бумажная Мануфактура»), заключившие договоры с ОАО «ФСК ЕЭС», отказались от оплаты услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», в результате чего, по оценке Общества, произошло снижение передачи электроэнергии в объеме 169 млн кВт*ч.
В 2012 г. Минэнерго России утверждён Приказ от 24.08.2012 № 403, на основании которого между Обществом и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 г. Однако риск образования выпадающих доходов в связи с переходом потребителей на прямые договорные отношения с ОАО «ФСК ЕЭС» в 2013 г. сохраняется.
Государственное регулирование тарифов
В 2012 г. тарифообразование Общества осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178, согласно которому предельный рост тарифов ограничивается Прогнозом социально-экономического развития РФ. На 2012 г. предельный рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии Правительством был определен не более 110 %. Такой же предельный рост тарифов определен и на последующие годы. Превышение предельного уровня роста тарифов возможно на величину тарифных средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных программ. Данным механизмом воспользовались Архангельская область, Республика Карелия, Псковская область, Республика Коми.
В соответствии с решениями Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики от 30.07.2012 в Обществе были реализованы мероприятия по разработке механизмов, компенсирующих выпадающие доходы сетевой компании от расторжения договоров «последней мили». По регионам-пилотам на 2013 г. (в зоне деятельности Общества — это Республика Коми) были проведены совещания в Министерстве энергетики РФ и утверждением данных механизмов и подписанием соответствующих протоколов между представителями регионов и сетевыми компаниями. В соответствии с решениями, достигнутыми в Министерстве энергетики РФ, в 2013 г. планируются соответствующие изменения в нормативные акты, позволяющие реализовать механизмы компенсации выпадающих доходов. На 2013 г. намечено и реализуется проведение переговоров с потребителями, присоединенными к объектам «последней мили» и Администрациями регионов. В зоне деятельности Общества — это потребители Вологодской области и республики Карелия. По результатам проведения переговоров планируется подписание соответствующих соглашений о графике отказа от договоров «последней мили» с реализацией механизмов, компенсирующих выпадающие доходы Общества.
Износ оборудования
Основная часть электросетевых объектов была построена в 60-70-е гг. прошлого века по проектным решениям, не отвечающим современным требованиям. Массовый ввод в эксплуатацию объектов в непродолжительный период времени предопределил соответствующее одновременное массовое старение парка эксплуатируемого оборудования в 90-е гг. ХХ века, постоянный рост физического износа объектов основных фондов. Низкие объемы технического перевооружения и реконструкции сетевого комплекса не позволяли остановить рост величины физического износа, приводили к вынужденному расходованию средств на ремонт оборудования, устаревшего не только физически, но и морально. Только увеличивая темпы технического перевооружения и реконструкции объектов возможно остановить рост величины физического износа оборудования.
В 2012 г. 72 % от общего объема инвестиций было направлено на ТПиР сетевого комплекса. В ближайшей перспективе Компания продолжит инвестировать средства в повышение надежности электроснабжения потребителей, снижение износа основных фондов, создание условий для подключения новых мощностей и развития регионов.
Схема рынка электроэнергии

Филиал/МРСК | Протяженность ВЛ по цепям, км |
Количество ПС 35 кВ и выше, шт |
Количество 6-20/0,4 >кВ, шт. | Мощность ПС, МВА | Выручка по передаче, млн руб. | Крупнейшие промышленные потребители | Крупнейшие генерирующие компании, выдающие мощность в сети Общества |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Архэнерго | 24 369 | 163 | 5 628 | 3 466 | 3 690 | ОАО «Российские железные дороги» ОАО «ПО «Севмаш» |
ОАО «ТГК-2» |
Вологдаэнерго | 40 155 | 215 | 9 247 | 3 634 | 6 180 | ОАО «Северсталь» ОАО «Российские железные дороги» ООО «Газпромтрансгаз Ухта» |
ОАО «ТГК-2» |
Колэнерго | 11 740 | 150 | 1 694 | 2 170 | 4 321 | ОАО «Кольская ГМК» ОАО «Ковдорский ГОК» ОАО «Апатит» ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ» |
ОАО «ТГК-1» |
Карелэнерго | 5 959 | 118 | 253 | 4 754 | 3 309 | ОАО «Карельский окатыш» ОАО «Российские железные дороги» ОАО «СУАЛ» ООО «Энергокомфорт» |
ОАО «ТГК-1» |
Комиэнерго | 18 687 | 196 | 3 703 | 4 666 | 6 020 | ООО «Лукойл-Коми» ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» |
ОАО «ТГК-9» «Коми» |
Новгородэнерго | 22 838 | 134 | 4 795 | 2 648 | 2 970 | ОАО «Акрон» ОАО «Российские железные дороги» |
ОАО «ТГК-2» |
Псковэнерго | 44 198 | 170 | 10 574 | 3 633 | 2 786 | ОАО «Лужский абразивный завод» ОАО «Великолукский мясокомбинат»
ЗАО «Завод электротехнического оборудования» |
Филиал «Псковская ГРЭС» |
МРСК Северо-Запада | 167 946 | 1 146 | 35 867 | 24 971 | 29 276 |
общей дебиторской задолженности - за услуги по передаче электроэнергии
инвестиций направлено на техническое перевооружение и реконструкцию сетевого комплекса