Компания > Состояние отрасли

В начале 2012 г., когда темпы роста мировой экономики замедлились, а европейская вошла в рецессию, российская экономика демонстрировала стабильные показатели. Однако, с началом 4 квартала 2012 г. эти показатели несколько ухудшились. В тот момент, когда объём ВВП превысил докризисный максимум, российская экономика, вышла на траекторию замедления экономического роста.

I полугодие 2012 г. было благополучным для российской экономики. Во II половине 2012 г. экономический рост стал замедляться, а инфляция — расти. По итогам 2012 г. ВВП России увеличился на 3,5 %, инфляция составила 6,6 %.

Кризисные явления в мировой экономике докатились в 2012 г. до России, вызвав торможение роста ВВП, промышленности и инвестиционной активности. Прежние драйверы роста — господдержка и потребительский спрос — больше не работают, более того, в 2013 г. слабое потребление станет ключевым препятствием для подъема экономики. По прогнозам Минэкономразвития экономика России вырастет в 2013 г. на 3,6 %.

Оценка рыночных перспектив российских электроэнергетических компаний всецело зависит от развития экономики РФ и возможностей реинвестирования, которые являются определяющими факторами как для фундаментальной оценки стоимости компаний, так и для притока капитала в отрасль.

Общество ставит целью повышение инвестиционной привлекательности за счёт технологического и инновационного обновления, снижения износа основных фондов, повышения надёжности и эффективности функционирования.

Достижение этих целей связано с решением системных проблем отрасли, в частности таких как:

Необходимость повышения платёжной дисциплины

Более 90 % общей дебиторской задолженности Общества на конец 2012 г. составляет задолженность за услуги по передаче электроэнергии.

В 2012 г. увеличились неплатежи сбытовых компаний в адрес сетевых организаций и поставщиков электрической энергии. В связи с этим в Обществе наблюдается рост просроченной дебиторской задолженности. Работа по взысканию просроченной задолженности ведется на основании Регламента работы с дебиторской задолженностью за услуги по передаче электрической энергии, числящейся на балансе ОАО «МРСК Северо-Запада» путем ежеквартального составления Плана-графика мероприятий, и проведения запланированных мероприятий. Основными мероприятиями по взысканию просроченной задолженности являются: подача исковых заявлений в суд, заключение договоров реструктуризации долга и проведение зачетов встречных однородных требований.

Более подробно работа с дебиторской задолженностью описана в разделе «Передача электроэнергии».

Проблемы последней мили

Существенным фактором риска является механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивают услуги Общества по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров «последней мили», заключенных между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «ФСК ЕЭС» эти объекты переданы в аренду Общества. В  2010-2013 гг. ввиду отсутствия законодательства, регулирующего договоры «последней мили», некоторые крупные промышленные потребители перешли на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» через судебные решения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 №  35-ФЗ «Об электроэнергетике» до 01.01.2014 организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО, объектов, относящихся к ЕНЭС. Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО с начала 2011 г., происходит с учетом заключения (согласования) уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, согласно указанному Постановлению согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляется при условии расторжения «прямых» договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации.

В 2011 г. Минэнерго России утверждён Приказ от 25.08.2011 № 374, на основании которого между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2012 г. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых МРСК в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2012 г. Однако, несмотря на это, ряд потребителей (ГЭП «ВОКЭ», МУП г.Череповца «Электросеть», ООО «Вологодская Бумажная Мануфактура»), заключившие договоры с ОАО «ФСК ЕЭС», отказались от оплаты услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», в результате чего, по оценке Общества, произошло снижение передачи электроэнергии в объеме 169 млн кВт*ч.

В 2012 г. Минэнерго России утверждён Приказ от 24.08.2012 № 403, на основании которого между Обществом и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 г. Однако риск образования выпадающих доходов в связи с переходом потребителей на прямые договорные отношения с ОАО «ФСК ЕЭС» в 2013 г. сохраняется.

Государственное регулирование тарифов

В 2012 г. тарифообразование Общества осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178, согласно которому предельный рост тарифов ограничивается Прогнозом социально-экономического развития РФ. На 2012 г. предельный рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии Правительством был определен не более 110 %. Такой же предельный рост тарифов определен и на последующие годы. Превышение предельного уровня роста тарифов возможно на величину тарифных средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных программ. Данным механизмом воспользовались Архангельская область, Республика Карелия, Псковская область, Республика Коми.

В соответствии с решениями Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики от 30.07.2012 в Обществе были реализованы мероприятия по разработке механизмов, компенсирующих выпадающие доходы сетевой компании от расторжения договоров «последней мили». По регионам-пилотам на 2013 г. (в зоне деятельности Общества — это Республика Коми) были проведены совещания в Министерстве энергетики РФ и утверждением данных механизмов и подписанием соответствующих протоколов между представителями регионов и сетевыми компаниями. В соответствии с решениями, достигнутыми в Министерстве энергетики РФ, в 2013 г. планируются соответствующие изменения в нормативные акты, позволяющие реализовать механизмы компенсации выпадающих доходов. На 2013 г. намечено и реализуется проведение переговоров с потребителями, присоединенными к объектам «последней мили» и Администрациями регионов. В зоне деятельности Общества — это потребители Вологодской области и республики Карелия. По результатам проведения переговоров планируется подписание соответствующих соглашений о графике отказа от договоров «последней мили» с реализацией механизмов, компенсирующих выпадающие доходы Общества.

Износ оборудования

Основная часть электросетевых объектов была построена в 60-70-е гг. прошлого века по проектным решениям, не отвечающим современным требованиям. Массовый ввод в эксплуатацию объектов в непродолжительный период времени предопределил соответствующее одновременное массовое старение парка эксплуатируемого оборудования в  90-е гг. ХХ века, постоянный рост физического износа объектов основных фондов. Низкие объемы технического перевооружения и реконструкции сетевого комплекса не позволяли остановить рост величины физического износа, приводили к вынужденному расходованию средств на ремонт оборудования, устаревшего не только физически, но и морально. Только увеличивая темпы технического перевооружения и реконструкции объектов возможно остановить рост величины физического износа оборудования.

В 2012 г. 72 % от общего объема инвестиций было направлено на ТПиР сетевого комплекса. В ближайшей перспективе Компания продолжит инве­стировать средства в повышение надежности электро­снабжения потребителей, снижение износа основных фондов, создание условий для подключения новых мощностей и развития регионов.

Схема рынка электроэнергии

Филиал/МРСК Протяженность
ВЛ по цепям, км
Количество ПС 35 кВ
и выше, шт
Количество 6-20/0,4 >кВ, шт. Мощность ПС, МВА Выручка по передаче, млн руб. Крупнейшие промышленные потребители Крупнейшие генерирующие компании, выдающие мощность в сети Общества
Архэнерго 24 369 163 5 628 3 466 3 690 ОАО «Российские железные дороги»
ОАО «ПО «Севмаш»
ОАО «ТГК-2»
Вологдаэнерго 40 155 215 9 247 3 634 6 180 ОАО «Северсталь»
ОАО «Российские железные дороги»
ООО «Газпромтрансгаз Ухта»
ОАО «ТГК-2»
Колэнерго 11 740 150 1 694 2 170 4 321 ОАО «Кольская ГМК»
ОАО «Ковдорский ГОК»
ОАО «Апатит»
ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ»
ОАО «ТГК-1»
Карелэнерго 5 959 118 253 4 754 3 309 ОАО «Карельский окатыш»
ОАО «Российские железные дороги»
ОАО «СУАЛ»
ООО «Энергокомфорт»
ОАО «ТГК-1»
Комиэнерго 18 687 196 3 703 4 666 6 020 ООО «Лукойл-Коми»
ОАО «Северные магистральные нефтепроводы»
ОАО «ТГК-9» «Коми»
Новгородэнерго 22 838 134 4 795 2 648 2 970 ОАО «Акрон»
ОАО «Российские железные дороги»
ОАО «ТГК-2»
Псковэнерго 44 198 170 10 574 3 633 2 786 ОАО «Лужский абразивный завод» ОАО «Великолукский мясокомбинат»
ЗАО «Завод электротехнического оборудования»
Филиал ОАО «ОГК-2»
«Псковская ГРЭС»
МРСК Северо-Запада 167 946 1 146 35 867 24 971 29 276    
> 90 %
общей дебиторской задолженности - за услуги по передаче электроэнергии
72 %
инвестиций направлено на техническое перевооружение и реконструкцию сетевого комплекса