В 2012 г. в Обществе техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, подлежащих статистическому учету в соответствии с классификацией, определенной Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», не было.
Особенности климата Северо-Западного Федерального округа определяются географическим положением в высоких широтах, большой протяженностью его как с севера на юг, так с запада на восток.
На территории Северо-Запада характерны следующие природные чрезвычайные ситуации:
- ураганные (шквальные) ветра;
- низкие зимние температуры воздуха, снегопады с налипанием мокрого снега на провода;
- весеннее половодье (подтопление территорий во время паводкового периода);
- лесные пожары.
В 2012 г. опасные природные явления наблюдались в период прохождения весеннего паводка в апреле-мае на территории Архангельской области. В результате высокого подъема воды в реках, протекающих рядом с населенными пунктами, отмечались подтопления объектов (ВЛ, подстанций) Общества и прилегающих территорий. В период с мая по сентябрь 2012 г. на территориях Вологодской, Псковской, Новгородской областях, Республики Карелия отмечались прохождения грозовых фронтов с порывами ветра от 22 м/с и выше, в результате чего происходили сложные технологические нарушения. Нарушения устранялись оперативно-выездными, аварийно-восстановительными и мобильными бригадами, имеющимися в распоряжении Общества, а также приданными силами и средствами (подрядными организациями), в установленные сроки.
Учитывая географические особенности региона, наличие лесных массивов и климатические условия в весенне-летний период, создаются предпосылки пожароопасной обстановки на территории обслуживания Общества: преимущественно в Архангельской, Вологодской, Псковской, Новгородской областях, Республике Карелия, Республике Коми, и, в первую очередь, в труднодоступных районах. Принимая во внимание создающуюся обстановку в субъектах региона, оперативно предпринимаются дополнительные превентивные меры по предупреждению возникновения и ликвидации лесных пожаров.
Угрозу обеспечению стабильности энергоснабжения объектов экономики и населения на обслуживаемых территориях представляет значительный износ оборудования электрических сетей, как в Обществе, так и в территориальных сетевых организаций.
В целях минимизации возможного ущерба от опасных явлений, происходящих в природе и техносфере, в ОАО «МРСК Северо-Запада» заблаговременно проводятся учебно-тренировочные мероприятия по действиям персонала по предупреждению и ликвидации возможных аварий и аварийных ситуаций. В этих целях в Обществе:
- Созданы и функционируют Штабы по предупреждению и ликвидации сложных технологических нарушений в работе электросетевого комплекса.
- Созданы, укомплектованы и готовы к применению 36 мобильных бригад, предназначенных для взаимодействия между филиалами, ДЗО ОАО Холдинг МРСК, филиалами ОАО «ФСК ЕЭС», а также 69 мобильных бригад, предназначенных для взаимодействия между производственными отделениями филиалов Общества.
- Определены нормы комплектования мобильного подразделения персоналом, транспортными средствами, инструментом и приспособлениями, средствами связи, резервом денежных средств.
- Определен порядок и сроки сбора и выдвижения мобильного подразделения в назначенный район для проведения аварийно-восстановительных работ.
- Мобильные силы и средства размещены исходя из возможности их максимально быстрого прибытия (доставки) к месту производства работ и готовы в течение не более двух часов с момента наступления события приступить к аварийно-восстановительным работам.
Мобильные бригады, предназначенные для взаимодействия между филиалами, ДЗО ОАО Холдинг МРСК, филиалами ОАО «ФСК ЕЭС»
Филиал/МРСК | Мобильные бригады | ||
---|---|---|---|
Количество бригад | Количество личного состава (чел.) | Количество спецтехники (ед.) | |
Архэнерго | 6 | 44 | 19 |
Вологдаэнерго | 5 | 33 | 19 |
Карелэнерго | 6 | 30 | 10 |
Колэнерго | 4 | 20 | 8 |
Комиэнерго | 3 | 25 | 13 |
Новгородэнерго | 7 | 34 | 15 |
Псковэнерго | 5 | 43 | 27 |
МРСК Северо-Запада | 36 | 229 | 111 |
Мобильные бригады, предназначенные для взаимодействия между производственными отделениями филиалов Общества
Филиал/МРСК | Мобильные бригады | ||
---|---|---|---|
Количество бригад | Количество личного состава (чел.) | Количество спецтехники (ед.) | |
Архэнерго | 17 | 117 | 43 |
Вологдаэнерго | 10 | 62 | 33 |
Карелэнерго | 6 | 30 | 12 |
Колэнерго | 6 | 33 | 9 |
Комиэнерго | 6 | 47 | 16 |
Новгородэнерго | 16 | 70 | 20 |
Псковэнерго | 8 | 45 | 18 |
МРСК Северо-Запада | 69 | 404 | 151 |
- Сформирован и готов к применению парк резервных источников снабжения электроэнергией (427 шт.). Резервные источники снабжения электроэнергией укомплектованы, готовы к применению и размещены с учётом возможности их максимально быстрой доставки к месту применения.
Резервные источники снабжения электроэнергией Общества
Филиал/МРСК | РИСЭ до 30 кВт | РИСЭ свыше 30 кВт | Общее количество РИСЭ | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Кол-во, шт | Мощность, кВт | Кол-во, шт | Мощность, кВт | Кол-во, шт | Мощность, кВт | |
Архэнерго | 39 | 194 | 8 | 1360 | 47 | 1554 |
Вологдаэнерго | 44 | 287 | 6 | 358 | 50 | 645 |
Карелэнерго | 26 | 101 | 8 | 1080 | 34 | 1181 |
Колэнерго | 17 | 66 | 5 | 955 | 22 | 1021 |
Комиэнерго | 56 | 263,2 | 42 | 30015 | 98 | 30278,2 |
Новгородэнерго | 21 | 112,2 | 12 | 1282 | 33 | 1394,2 |
Псковэнерго | 124 | 1026,8 | 19 | 1899 | 143 | 2925,8 |
МРСК Северо-Запада | 327 | 2050,2 | 100 | 36949 | 427 | 38999,2 |
- Готовы к применению, укомплектованы мобильные световые установки (световые башни) и размещены с учётом возможности их максимально быстрой доставки к месту применения.
Мобильные световые установки (световые башни) Общества
Филиал/МРСК | Мобильные световые установки (световые башни) |
---|---|
Количество | |
Архэнерго | 1 |
Вологдаэнерго | 5 |
Карелэнерго | 4 |
Колэнерго | 1 |
Комиэнерго | 14 |
Новгородэнерго | 8 |
Псковэнерго | 15 |
МРСК Северо-Запада | 48 |
- Заключены 152 договора (соглашения) о взаимодействии при ликвидации сложных технологических нарушений с органами власти и местного самоуправления, подразделениями МЧС РФ, иными субъектами электроэнергетики, подрядными организациями и т.д.
Подготовка руководящего состава аварийно-восстановительных и мобильных бригад осуществляется в ходе совместных учений с Региональными штабами по обеспечению безопасности электроснабжения, территориальными органами исполнительной власти и местного самоуправления, организациями ЖКХ, подразделениями МЧС России, МВД, МО РФ, подрядными организациями, потребителями. Всего в 2012 г. проведено 19 учений.
Совместные учения по отработке взаимодействия при ликвидации ЧС
Филиал/МРСК | Количество совместных учений согласно графику | |
---|---|---|
2012 план | 2012 факт | |
Архэнерго | 2 | 2 |
Вологдаэнерго | 2 | 3 |
Карелэнерго | 1 | 2 |
Колэнерго | 1 | 2 |
Комиэнерго | 2 | 2 |
Новгородэнерго | 2 | 2 |
Псковэнерго | 2 | 2 | МРСК Северо-Запада | 4 | 4 |
Всего проведено совместных учений | 16 | 19 |
Проведенные учения и тренировки показали высокие профессиональные знания руководящего и командно-начальствующего состава Общества, органов управления в подготовке материалов и принятии обоснованных решений по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) имеет высокую готовность и способность к действиям в условиях ЧС.
В соответствии с Федеральным Законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в Обществе создан резерв материальных и финансовых ресурсов.
В Обществе создана материально-техническая база с наличием складов, хранилищ и открытых площадок, емкостей, достаточных для приема, складирования и хранения материальных ресурсов для целей ликвидации чрезвычайных ситуаций и производственных нужд. Формирование аварийного запаса происходит за счет приобретения материалов и оборудования, передачи материалов, предусмотренных проектом при реконструкции или новом строительстве объектов, а также повторного использования демонтированного оборудования. Проводится ежегодная инвентаризация аварийных запасов. Финансирование мероприятий на ликвидацию чрезвычайных ситуаций осуществляется из резерва финансовых средств Общества, с последующим оформлением необходимой документации и возмещением материального ущерба страховой компанией, согласно заключаемых договоров.
Главными направлениями в организации работы по сохранению объектов распределительного электросетевого комплекса Общества, необходимыми для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в чрезвычайных ситуациях в 2012 г., являлись:
- совершенствование систем оповещения, управления и информирования о чрезвычайных ситуациях, внедрение систем централизованного оповещения;
- подготовка руководящего состава к работе в ЧС и обучение персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) приборами РХБЗ и дозиметрического контроля;
- накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
- организация медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья персонала;
- проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления, НАСФ и персоналом;
- противопожарные мероприятия и физическая охрана объектов;
- подготовка сил и средств локализации аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- реконструкция и строительство объектов электросетевого комплекса, в том числе ВЛ-10-0,4кВ; КЛ-10-0,4 кВ; трансформаторов ПС;
- увеличение парка резервных источников электроснабжения;
- приобретение новой высокопроходимой и специальной техники.
В структурных подразделениях Общества созданы комиссии по повышению устойчивости функционирования энергообъектов, составлены планы-графики наращивания мероприятий по повышению устойчивости энергообъектов.
Осуществлялись мероприятия по обеспечению безаварийной работы объектов (в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций), по поддержанию устойчивого функционирования организаций, системы обеспечения населения в ЧС.
Проводилась разработка и реализация программ, научных исследований в области обеспечения устойчивого функционирования объектов энергетики при возникновении ЧС.
Дежурно-диспетчерские службы оснащались современными средствами связи, оповещения и управления, организована их круглосуточная работа.
В отчетном периоде подготовка органов управления и сил ГОЧС, повышение их готовности, мобильности и оснащенности современными техническими средствами и технологиями ведения аварийно спасательных и других неотложных работ, в том числе обеспечение современным оборудованием и инструментами, проводились в плановом порядке в соответствии с нормативными правовыми документами.
Общество проводит ряд мероприятий по предотвращению аварий и технологических нарушений, в частности:
- мониторинг обстановки в электросетевом комплексе и прогнозирование возникновения сложных технологических нарушений, аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- систематический анализ аварийных и сложных технологических нарушений с целью определения возможных причин их возникновения и характера развития;
- предотвращение, в возможных пределах, некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их разрушительного потенциала (обледенение, накопление снега перед опорами на склонах и т.д.);
- систематическое повышение технологический безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий (создание необходимого количества запасных частей и материалов, подготовка техники и т.д.);
- проведение занятий, тренировок, учений;
- организация всестороннего взаимодействия со всеми субъектами энергетической отрасли;
- проведение как очередных, так и выборочных проверок и осмотров работоспособности оборудования, в том числе резервного;
- проведение своевременных восстановительных работ поврежденного оборудования;
- проведение мероприятий по оснащению, подготовке аварийно-восстановительных бригад направленных на сокращение времени их оповещения и сбора, обеспечение выполнения задач по ликвидации технологических нарушений в сроки, установленные требованиями ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК».