Внутренний контроль и риски > Основные факторы рисков > Риски регуляторного характера (отраслевые риски)

Основные виды деятельности Общества: реализация услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям, — являются регулируемыми со стороны государства.

Политика тарифного регулирования направлена на сдерживание роста тарифов на электроэнергию, что может привести к ограничению тарифных источников для осуществления инвестиционной и операционной деятельности Общества.

В целях минимизации указанных факторов риска Общество проводит сбалансированную политику по повышению эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленную на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности.

Одним из факторов регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные Обществу, что приводит к снижению ликвидности и финансовой устойчивости. В Обществе осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействию с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правила функционирования розничного рынка, формированию судебной практики и созданию положительных прецедентов. Кроме того, Общество реализует утвержденные Советом директоров программы перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в распределительных сетях.

Существенным фактором риска является также механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивают услуги Общества по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров «последней мили», заключенных между Обществом и ОАО «ФСК ЕЭС» эти объекты переданы в аренду Обществу. В 2010-2013гг. ввиду отсутствия законодательства, регулирующего договоры «последней мили», некоторые крупные промышленные потребители перешли на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» через судебные решения. По оценкам Общества, расторжение договоров «последней мили» привело к снижению выручки Общества в 2012 г. и может привести к появлению выпадающих доходов в 2013 г.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» до 01.01.2014 г. организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО, объектов, относящихся к ЕНЭС. Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО, с начала 2011 г. происходит с учетом заключения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, согласно указанному Постановлению согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляется при условии расторжения «прямых» договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации. В 2012 г. Минэнерго России утвержден Приказ от 24.08.2012 № 403, на основании которого между Обществом и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 г. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых Обществом в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2013 г. В 2012 г. Президентом и Правительством Российской Федерации подчёркнута важность решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Министерству энергетики Российской Федерации даны поручения по проработке механизмов ликвидации перекрестного субсидирования.

При переходе Общества на регулирование методом доходности инвестированного капитала (RAB) существует ряд рисков. Среди таких рисков необходимо выделить:

  • оспаривание регуляторами результатов оценки первоначальной базы инвестированного капитала, проведенной независимыми оценщиками;
  • потери, связанные с неверным прогнозом структуры передачи электроэнергии по уровням напряжения и завышенными объемами заявленной мощности против фактической, учтенными при принятии тарифно-балансовых решений;
  • неполучение отложенных в результате реализации механизма сглаживания доходов при определении планируемых значений параметров расчета тарифов методом RAB.

Одним из регуляторных рисков Общества является риск снижения спроса на услуги по технологическому присоединению и услуги по передаче электрической энергии по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. Для снижения данного риска Обществом продолжается работа по мониторингу заявок и формированию на их основании прогнозного полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год, а также увеличению обращений в регулирующие органы для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В то же время вследствие большого объема заявок на технологическое присоединение Общество не всегда способно удовлетворить их в полной мере, что может негативно отразиться на объемах выручки из-за потери потенциальных потребителей, а также нарушению антимонопольного законодательства в части оказания услуг по передаче электроэнергии и предоставления услуг технологического присоединения. Для решения этой проблемы Общество совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно Общество осуществляет разъяснительную работу процесса оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей, в том числе с публичным размещением информации об оказании услуг и созданием Центров обслуживания клиентов.

В связи с принятием в конце 2012 г. ряда нормативных актов, упрощающих порядок лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика, у Общества возникли риски, связанные с необходимостью принятия полномочий и обязанностей гарантирующих поставщиков от энергосбытовых компаний, к которым относятся:

  • риски, связанные с ростом дебиторской задолженности конечных потребителей электроэнергии и списанием накопленной дебиторской задолженности по договорам на оказание услуг по передаче электроэнергии между энергосбытовыми и распределительными сетевыми компаниями;
  • риски, связанные с выполнением функций гарантирующего поставщика на оптовом рынке электроэнергии и мощности;
  • риски, обусловленные ростом расходов Общества, связанных с выполнением функций гарантирующего поставщика, превышающие необходимую валовую выручку, предусмотренную при формировании сбытовых надбавок;
  • организационные риски, связанные с потерей компетенций и информационной базы данных о потребителях, а также ошибочным перечислением оплаты за потребленную электроэнергию.

В целях минимизации указанных рисков Общество проводит мероприятия по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, СМИ, инфраструктурными организациями оптового рынка электроэнергии, правоохранительными органами, а также организациями, лишёнными статуса гарантирующего поставщика, по вопросам исполнения функций гарантирующего поставщика и урегулирования задолженности. Кроме того, формируются законодательные инициативы по оптимизации процедуры смены гарантирующего поставщика.